29 Июня 2005 г. Москва Уверения некоторых политиков и экологов в неэффективности Киотского протокола, за необходимость ратификации которого партия «Зеленые» выступала в течение 4 лет, оказались необоснованными Россия начала торговлю воздухом
РАО "ЕЭС России" заключило первую сделку в рамках Киотского протокола
Во вторник в России прошла первая сделка, где были задействованы механизмы реализации Киотского протокола. Дочерние структуры РАО "ЕЭС России" - ОАО "Оренбургэнерго" и ОАО "Хабаровскэнерго" подписали соглашения с Датским агентством по охране окружающей среды (DEPA) о продаже части своих квот на выбросы углекислого газа. Полученные деньги - более 20 млн. евро - будут инвестированы в две российские станции: Амурскую ТЭЦ-1 и Медногорскую ТЭЦ, в результате чего станции будут переведены с угля на газ, а их выбросы углекислого газа уменьшатся. России удалось продать квоты примерно по 6 евро за 1 тонну парниковых газов - то есть по нынешней среднеевропейской цене. Датских партнеров не испугало даже то, что в России еще не приняты законы, предусматривающие такие операции.
Киотский протокол, который ограничивает выбросы парниковых газов в атмосферу, Россия ратифицировала в конце прошлого года. Он предписывает участникам снизить выбросы углекислоты и углекислого газа до уровня 1990 года. При этом страны, чей "выхлоп" в атмосферу меньше установленных нормативов, могут продавать неиспользованные квоты на выбросы другим государствам. Возможны и другие механизмы: те страны, где экологическая ситуация далека от идеальной, могут не сокращать вредные выбросы на своей территории, а вкладываться в программы переоборудования предприятий за рубежом, где тот же экологический эффект может быть достигнут за меньшие деньги. Сторонники протокола сулили от его реализации огромные выгоды России: ведь из-за спада промышленного производства в девяностые годы выбросы в атмосферу в стране существенно снизились. Это могло сделать Россию одним из крупнейших продавцов квот в мировом масштабе.
Во вторник в России прошла первая сделка в рамках Киотского протокола между Датским агентством по охране окружающей среды (DEPA) и РАО «ЕЭС». Дания, которая является крупным экспортером электроэнергии и загрязнителем атмосферы, вложит средства в перевооружение Амурской ТЭЦ-1 и Медногорской ТЭЦ, переведя их с угля на газ. Как ожидается, выбросы станций от такой модернизации в период с 2008 по 2012 год уменьшатся на 1,55 млн. т углекислого газа. Из этой квоты датское правительство купило 1,185 млн. тонн.
Общая сумма инвестиций в проект составила 9 млн. евро для Амурской ТЭЦ-1 ОАО "Хабаровскэнерго" и 11,071 млн. евро для Медногорской ТЭЦ ОАО "Оренбургэнерго". Как пояснил ГАЗЕТЕ источник, знакомый с ходом переговоров, из этой суммы 14 млн. евро составят собственные средства АО-энерго, а DEPA в совокупности вложит в проекты лишь 6 млн. евро.
Наблюдатели отмечают, что России удалось заключить сделку по достаточно выгодной для себя цене - 5,5-6 евро за 1 т парниковых газов, что примерно соответствует нынешней среднеевропейской цене. Правда, противники Киотского протокола утверждали, что при такой цене Россия окажется в глубоком проигрыше. С ростом промышленного производства мы довольно скоро выйдем на предельно допустимые показатели по выбросам, в то время как квоты будут к тому времени уже распроданы другим странам - в результате России придется сдерживать промышленный рост и вкладывать большие средства в экологические программы снижения выбросов. «Мы можем выручить по 5 долларов за тонну углекислого газа, а вкладывать в эту тонну придется 150-160 из-за того, что мы будем вынуждены покупать новые технологии», - отмечал глава Института глобального климата и экологии академик Юрий Израэль.
Впрочем, эксперты ГАЗЕТЫ отмечают, что даже те 5,5-6 евро, которые удалось выручить на первой сделке - большой успех для нынешней России. По данным ГАЗЕТЫ, переговоры вообще начинались с мизерной суммы в 3-4 евро за 1 т парниковых газов, и на то были причины - в России пока не приняты законы, регулирующие процесс продажи квот. Это, в частности, закон о контроле за выбросами парниковых газов и закон о реализации совместных проектов в рамках Киотского протокола. Кроме того, пока не разработан механизм мониторинга выбросов и не создан кадастр загрязнителей - то есть в России сегодня отсутствует учет выбросов как таковой.
«Однако РАО "ЕЭС" удалось продать квоты на рыночных условиях, без скидки на наш бардак, - отмечает руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин. - Госгарантий при сделке дано не было, а это значит, что датчане несут все риски, связанные с этой форвардной сделкой. Вдруг Дума не примет в сроки закон о контроле за выбросами?»
Кокорин отмечает, что, несмотря на российскую неопределенность с законодательством, Дания - не единственная страна, которая готова нести риски. В ближайшее время аналогичные контракты о покупке квот с Россией могут заключить Бельгия и Австрия.
По материалам www.gzt.ru
|